Александр Николаевич Островский (1823–1886) – выдающийся русский драматург XIX века, одного из основателей национального театра. Он написал 47 пьес и прославился тем, что впервые в русской драме изобразил жизнь и быт купечества и мещанства с необычайной правдивостью. Критики отмечали, что именно Островский «достроил здание», основание которого заложили русские классики Грибоедов и Гоголь. Его творчество стало «светлым лучом в тёмном царстве» русской сцены, как выразился критик Н. Добролюбов после премьеры «Грозы».
Александр Островский родился 12 апреля 1823 года (по старому стилю 31 марта) в Москве, в районе Замоскворечья на Малой Ордынке. Его предки были из Костромской губернии и имели духовное звание, отец Николай окончил духовную академию и служил в Сенате, затем стал адвокатом. Детство будущего драматурга прошло среди старинных московских улиц, среди купцов и мещан, где кипела торговая жизнь. В восьмилетнем возрасте Островский потерял мать, после чего воспитывался бабушкой, тёткой и доброй няней. Именно няня рассказывала ему русские народные сказки – так Александр впервые услышал сказку о Снегурочке, которая много позже вдохновит его одноимённую сказку для театра.
С детства Островский увлекался литературой и театром. Он учился дома, читал книжную библиотеку отца, и в 1835 году поступил в Первую Московскую гимназию. В гимназии он отлично изучал языки (владел французским, немецким и позднее изучил ещё латинский), однако после окончания в 1840 году отец настоял, чтобы он пошёл на юридический факультет Московского университета. Молодой Островский вскоре разочаровался в юридических науках – ему было куда интереснее посещать Малый театр и наблюдать за игрой знаменитых актёров (Павел Мочалов, Михаил Щепкин). В 1843 году он из-за болезни и невостребованности ушёл из университета.
После университета Александр поступил на службу писцом в Московский конвойный (совестный) суд, где работал до 1845 года, а затем перешёл в Канцелярию Московского коммерческого суда, куда в 1845 году перешёл и его отец. Здесь Островский вел протоколы дел, связанных с торговлей, куплей-продажей и банкротствами. Он наблюдал сотни судебных процессов, любовных и семейных драм купцов, много вслушивался в их речь и поведение. Эти подробные записи послужили материалом для будущих пьес: драматург сам говорил, что если бы не его «положение в такой передряге» (служба в суде), он не написал бы пьесу «Доходное место».
Литературный путь Островского начался в свободное время на суде. В 1847 году в газете «Московский городской листок» были напечатаны его первые работы: очерк «Записки замоскворецкого жителя» и сцены из комедии «Семейная картина», написанной о браке по расчёту. Сам Александр вспоминал, что 14 февраля 1847 года, когда он прочитал эту пьесу у профессора Шевырёва, «стал считать себя русским писателем».
Широкую известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся» (1849–1850) – сатирическая история о купце Самсоне Большове, пытающемся объявить себя банкротом и обманувшемся в итоге. Пьесу восприняли как событие: московская интеллигенция говорила о ней «как о чем-то чрезвычайном». Однако царь Николай I запретил её постановку и переиздание в 1850 году, посчитав сюжет обидным для купечества. После запрета на Островского легла «полицейская опека», а в январе 1851 года он потерял службу судье. Отчаиваться не стал и с 1851 года целиком посвятил себя литературе, сначала сотрудничая с журналом «Москвитянин», а позже – со «Современником».
В начале 1850-х годов Островский написал ряд бытовых комедий о жизни провинциальной России. В 1852 году его первая поставленная на сцене пьеса «Не в свои сани не садись» впервые вышла в печать и театр. В ней обыгрывается история отставного офицера, который пытается жениться на богатой купеческой дочери ради денег. Спектакль в Малом театре произвёл фурор: публика «в восторге» провожала актёров овациями. В 1853 году Островский посвятил новому другу – актёру Проку Садовскому – следующую свою пьесу «Бедность не порок». По замыслу купец Тарцоф благословляет брак дочери с нищим, и события осложняются забавным недоразумением. Премьера «Бедности не порок» прошла в январе 1854-го; годом ранее её текст вышел в «Москвитянине».
Летом 1856 года драматурга пригласили в этнографическую экспедицию Морского министерства по Волге. Островский побывал в Твери, Осташкове, Торжке и других городах, изучая быт и обычаи купечества. В самом начале поездки его экипаж перевернулся, и он получил серьёзные переломы. Пока писатель долго восстанавливался, он написал комедию «Доходное место» (замок коим оказался и жилище чиновника), а многие попавшие ему в заметки истории городской жизни ложились в основу пьес. Так, сюжет «Не сошлись характерами» возник из рассказа о браке разорившегося дворянина и богато й купеческой дочери, а после вернулся и к роману «Воспитанница». В 1859 году при содействии графа Кушелева-Безбородко вышло первое двухтомное собрание сочинений Островского.
Совершенно новой страницей творчества стала драма «Гроза» (1859). Действие происходит в вымышленном городе Калинове: молодая девушка Катерина, измученная деспотичной свекровью Кабанихой, бросается в Волгу. Эта пьеса – сложный портрет патриархальной России и нелюбви – оказала огромное влияние. В знаменитой статье «Луч света в тёмном царстве» (1860) Николай Добролюбов назвал Катерину «лучом света», протестом против невежественного купеческого мира. За «Грозу» Островского наградили Уваровской премией (1863), присуждавшейся за лучшие сочинения по русской истории и социально значимые произведения.
В 1860‑е годы Островский вместе с композитором Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским организовал в Москве Артистический кружок – творческое объединение деятелей искусств. Кружок устраивал публичные концерты и литературные вечера, имел собственную библиотеку и даже закрытый театр. В 1865–1867 годах здесь Островский читал вслух свои новые пьесы («Воевода», «На бойком месте» и др.). В 1867 году он даже написал либретто оперы «Гроза» для молодого композитора В. Кашперова (музыку составил сам композитор).
Основные произведения
Из 47 пьес Островского выделяются наиболее известные – они и сегодня остаются классикой русского театра:
- «Свои люди — сочтёмся» (1849) – социально-сатирическая комедия о торговом мужике и его семейных хитростях, принесшая драматургу широкую известность. После выхода в «Москвитянине» её постановку запретила цензура.
- «Не в свои сани не садись» (1852) – о бывшем кавалеристе Чулкове, который пытается пожениться на богатой купеческой дочери и подучивает, что вмешиваться в чужие дела опасно. Это первая пьеса Островского, поставленная на сцене Малого театра.
- «Бедность не порок» (1853) – легкая комедия о мелком купце Тарцофе и его дочери Любочке, напоминающая современную сказку о силе настоящей любви. Премьера в январе 1854 года была триумфальной.
- «Доходное место» (1857) – бытовая драма, на сюжете которой взлет и падение бюрократа Самсина отражают худшие стороны придворной и судебной жизни. Её план основан на собственном опыте Островского в коммерческом суде.
- «Гроза» (1860) – трагедия «самоубийства» Катерины, повлиявшая на всю общественную мысль. Действие происходит в затхлом купеческом городке, героиня – идеальная жертва домашнего тирана, её смерть показана как протест.
- «Лес» (1871) – комедия о «старой барыне» Раисе Гурмыжской, которой не терпится выдать племянницу за нелюбимого человека. Указанные семейные сцены раскрывают вечный мотив конфликта личности и среды.
- «Снегурочка» (1873) – сказочная пьеса по мотивам народных преданий, созданная специально для совместного показа драматического, балетного и оперного искусств. К ней Пётр Чайковский написал музыку за три недели, впоследствии ожившую в одноимённой опере.
- «Волки и овцы» (1875) – остроумная социальная комедия о корысти и лицемерии (название – игра слов), которая шла на сценах Александринского и Малого театров.
- «Бесприданница» (1878) – трагедия по реальному уголовному случаю о молодой купеческой девушке Ларисе Огудаловой, которую бросает любимый барин, и в конце ревнивый жених (чиновник) убивает её. Первая постановка вызвала неоднозначную реакцию, но позднее эта пьеса стала одним из шедевров Островского.
Помимо собственных пьес, Островский занимался переводами: он перевёл ряд итальянских комедий (Итало Франки, Теобальдо Чикони, К. Гольдони) и подготовил либретто к нескольким оперным постановкам. Вклад драматурга выходил за рамки творчества – он был бессменным председателем Общества драматических русских писателей (отстаивал авторские права) и активно участвовал в обсуждении театральных реформ.
Поздние годы и смерть
В конце 1870-х и начале 1880-х Островский продолжал писать: в 1881 году появилась комедия «Таланты и поклонники» (о начинающей актрисе), а затем – «Без вины виноватые» (премьера 1884). Сам драматург отмечал, что этот спектакль стал для него «почти пятидесятым оригинальным произведением». Несмотря на постоянную работу, Островский испытывал материальные трудности – журналы задерживали гонорары, театры платили скромно. В 1884 году император Александр III пожаловал писателю пожизненную пенсию (3000 рублей) и назначил его заведующим репертуарной частью московских театров.
Александр Николаевич Островский скончался 14 июня 1886 года от болезни сердца в своём имении Щелыково Костромской губернии. Его похоронили рядом с отцом на церковном кладбище в селе Николо-Бережки (за государственный счёт, по распоряжению Александра III). Сегодня на территории усадьбы стоит Государственный мемориальный музей-заповедник «Щелыково» – это бывший дом Островского, где можно увидеть личные вещи драматурга и узнать о его жизни.
Личная жизнь
Первой возлюбленной Островского была мещанка Агафья Саввина (впоследствии – Островская). Они познакомились в 1846 году, стали жить вместе без церковного бракосочетания, и у них родилось четверо детей (первый сын Алексей – в 1847 году). Известно, что Островская была неграмотна, и Александр учил её счёту и письму. При работе над комедиями он обязательно советовался с Агафьей – она прекрасно понимала детали купеческой жизни и давала ценные замечания.
В начале 1850-х Островский увлёкся актрисой Малого театра Любовью Никулиной-Косицкой (1830–1899). Их любовь была безответной – но длительной дружбе это не помешало. Никулина-Косицкая сыграла главные роли почти в десятке его постановок: Катерину в «Грозе», Анну Ивановну в «Бедности не порок», Вышневскую в «Доходном месте» и др.. Своим ревнивым поклонникам актриса писала: «Я горжусь любовью вашей, но должна потерять её… дружба же ваша была бы тяжела для меня».
В 1862 году Островский встретил другую актрису из Малым театра – Марию Васильеву (урожд. Бахметьеву). Вскоре у них родился ребёнок, и лето семья обычно проводила в Щелыкове. Там они устраивали дома литературно-музыкальные вечера: драматург читал свои новые пьесы, а Васильева пела романсы и играла на фортепиано. После смерти Агафьи Островской в 1867 году Александр Н. женился на Марии Васильевой. В этом браке у них родилось шесть детей – четыре сына и две дочери.
Интересные факты
- Полиглот: Островский знал семь языков – свободно говорил на французском, английском, немецком, испанском, итальянском, а также древнегреческом и латыни.
- Плагиатное недоразумение: В 1850 году актёр Дмитрий Горев-Тарасенков заявил, что Островский якобы украл у него идею для «Своих людей». Драматург письменно требовал признаться и, не дождавшись извинений, написал новую пьесу «Бедность не порок», чтобы опровергнуть слухи.
- Прототип Катерины: Образ смелой Катерины из драмы «Гроза» Островский писал с актрисы Любови Никулиной-Косицкой. В его рукописи напротив монолога Катерины осталась пометка: «Слышал от Л.П. про такой же сон».
- Редактор — любитель письма: Даже будучи знаменитым, Островский каждую неделю получал множество пьес от молодых авторов. И он всем в ответ присылал подробную рецензию – иногда на 10–15 страниц.
- Опера Чайковского: По одноимённой пьесе Островского «Воевода» композитор Пётр Ильич Чайковский создал свою первую оперу. Сам драматург написал к ней либретто. Премьера оперы «Воевода» прошла 30 января 1869 года в Большом театре.
Часто задаваемые вопросы
Кто такой Александр Островский? Александр Николаевич Островский (1823–1886) – русский драматург, «отец» отечественной драматургии. Он автор 47 пьес, в которых впервые был живо и подробно показан быт русского купечества и народа. Островского часто называют основоположником национального театра: его пьесы стали прочной базой классического репертуара, а сам он защищал права драматургов и разрабатывал программу учебных классов для актёров.
Когда жил Александр Островский? Драматург жил в XIX веке: родился в Москве в 1823 году и умер в 1886 году в своём поместье Щелыково (Костромская губерния). Время его жизни пришлось на период становления «серебряного века» русской культуры – он был ровесником Тургенева, Гончарова и Толстого.
Какие известные пьесы написал Островский? Самые знаменитые произведения Островского – это бытовые драмы и комедии. К ним относятся «Свои люди — сочтёмся» (1849) о купечье и банкротстве, «Не в свои сани не садись» (1852) о доморощенном авантюристе, «Бедность не порок» (1853) – социальная сказка о силе истинной любви, «Гроза» (1860) – трагедия о вынужденной жестокости провинциального общества. Позже Островский создал «Лес» (1871) про старую помещицу, «Снегурочку» (1873) – сказочную пьесу с музыкой Чайковского, «Волки и овцы» (1875) и «Бесприданницу» (1878) – о трагедии молодой девушки Ларисы. Эти и другие его комедии и драмы до сих пор идут на сценах театров по всему миру.
Почему Островского называют основоположником национального театра? Островский первым ярко показал на сцене «русскую себя» – его герои – не дворяне, а простые купцы, мещане, чиновники с их речью и характерами. Он внёс в театр реализм домашнего быта, заставил актёров отойти от стилизованной «театральности» и показать натуральные эмоции. Именно за это новаторство – за правдивый и «народный» взгляд на жизнь – его называли «основоположником» нашего театра.
Есть ли интересные факты о жизни Островского? Да. Так, Александр Островский знал семь языков – это неслыханное образование для провинциала XIX века. Его первая большая пьеса «Свои люди — сочтёмся» даже стала поводом для обвинения в плагиате (его недоброжелатели приписывали её идею другому писателю). С прототипа Катерины из «Грозы» Островского писала актриса Любовь Никулина-Косицкая. Островский также был невероятно отзывчив: он каждому начинающему автору присылал развёрнутые рецензии на присланные ему рукописи. И, пожалуй, самое удивительное – он помог запустить первую оперу Чайковского «Воевода», написав к ней либретто.
Заключение
Александр Островский не просто расширил границы русской сцены — он фактически построил «дом национального театра» с нуля: дал ему живую разговорную речь, бытовую правду, точный социальный ракурс и галерею характеров, узнаваемых и сегодня. Его драматургия выросла из наблюдения за реальной жизнью — от судебных протоколов до замоскворецких разговоров — и потому остаётся удивительно убедительной: герои Островского не бумажные типы, а люди со страстями, слепыми зонами, внутренними победами и поражениями.
Важно и то, что он писал о боли и надежде повседневности. «Гроза» вскрыла механизм домашнего деспотизма, «Бесприданница» — цену человеческих чувств в мире расчёта, «Доходное место» — изнанку чиновничьей карьеры, «Лес» — комизм и трагизм провинциального «театра жизни». Эти сюжеты не устаревают: меняются костюмы и декорации, но выбор между совестью и выгодой, любовью и удобством остаётся вечным.
Влияние Островского — не только в темах, но и в ремесле. Он выстроил чёткий ритм сцен, научил русских актёров говорить на сцене «как в жизни», показал режиссёрам, как сцеплять конфликт так, чтобы зритель не отпускал взгляд до последней реплики. Поэтому его пьесы — не музейные экспонаты, а репертуарный фундамент: на них растут актёрские школы, режиссёрские почерки и культурная память нескольких поколений.
Если вы только начинаете знакомство с драматургом, начните с «Грозы» и «Бесприданницы», чтобы почувствовать нерв его театра, затем прочитайте «Свои люди — сочтёмся» и «Доходное место» — ради сатиры и наблюдательности, а потом откройте «Снегурочку» и «Лес» — ради поэзии, юмора и тонкой психологической игры. Так вы увидите Островского целиком — как художника, который умел говорить правду о человеке простыми и точными словами.