Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Летние рисунки - Рисуем вместе

Зимние рисунки - Рисуем вместе

Весенние рисунки

Осенние рисунки - Рисуем вместе

Кавайные рисунки - Рисуем вместе

Цветы - Рисуем вместе

Животные - Рисуем вместе

Хэллоуин - Рисуем вместе

Космос - Рисуем вместе

Фрукты - Рисуем вместе

23 февраля - Рисуем вместе

8 марта - Рисуем вместе

14 февраля - Рисуем вместе

9 мая - Рисуем вместе

Пасха - Рисуем вместе

Новогодние рисунки - Рисуем вместе

Правополушарное рисование - Рисуем вместе

Детские рисунки - Рисуем вместе

У НАС НОВЫЙ КОНКУРС! УЧАСТВУЙ!

Конкурс Рисуем вместе, дарим набор маркеров в ВК

Обучение предметному рисованию детей дошкольного возраста

Обучение предметному рисованию детей дошкольного возраста

Дети познают мир совершенно не так и не в таких объемах, как взрослые. Они ещё мало умеют, им многое интересно. Поэтому и детское образование строится по схемам, отличающимся от школьных и вузовских программ. В первую очередь развиваются основные познавательно-изобразительные навыки, память и воображение. Одно из рядовых занятий в детском саду – творчество, в частности, большое значение для развития моторных навыков и креативности имеет предметное рисование.

 

От точки – к кружочку, от кружочка – к ягодке: предметное рисование для дошкольников

 Смотри во все глаза

 Предметное рисование – вид детского творчества, направленный в первую очередь на передачу формы, цвета и особенностей отдельно взятых предметов или их группы. Процесс создания рисунка не направлен только на фантазию или передачу эмоций, предпочтение отдается пониманию указаний, запоминанию техники движений и связи конкретных приемов с формой изображаемого предмета. Отсюда и название методики – на листе показывается именно вещь, животное или человек с «технической» стороны, то есть в форме ответа на вопрос о том, как выглядит объект.

 

А почему просто не рисовать, как нравится?

 Простое творчество, когда ребёнок сам решает, что и как изображать, конечно, развивает, но гораздо медленнее, чем специальные методики обучения предметному рисованию или другим видам изобразительной деятельности. Когда дети предоставлены сами себе, они, помимо закрепления чего-то нового, могут запомнить неправильное выполнение элементарных действий. На этапе формирования первичных умений важно показать ребёнку, что не все кажущиеся простыми действия будут легкими в будущем. Закрепленный неправильный навык удержания кисти или карандаша, например, позже создаст проблемы с захватом ручки и чистописанием в школе, тогда как кажущийся неудобным способ рисования впоследствии создаст меньше препятствий в обучении.

 

Для развития логического и образного мышления дошкольникам полезно делать упражнения, включённые в курс предметного рисования для детей. Суть методики – в том, что сначала идет изучение простых образов – геометрических фигур, затем изучаются приемы их изображения. После приступают к более сложным формам и их комбинациям, здесь дети уже могут сами догадываться, как именно нарисовать тот или иной объект, глядя на него. Упражнения курса направлены на развитие умения сначала повторять за воспитателем, а затем понимать самому и воспроизводить приёмы творчества, соотнося их с тем, что именно требуется изобразить. Актуальность методики – в том, что без помощи воспитателя процесс освоения тех же техник идёт гораздо медленнее и с большим процентом ошибок.

 

Если занятия проходят в детском саду или другом учреждении группового дошкольного образования, то методика обучения детей предметному рисованию частично включает в себя элемент социализации: ребенок не только совершенствует свои технические навыки, но и общается с товарищами в процессе работы и во время обсуждения результатов. Такая практика включается в программу не сразу, а лишь тогда, когда у коллектива уже сформируются основные навыки и будут освоены главные приемы, а дети начнут понимать суть процесса изображения. Могут отрабатываться как базовые коммуникативные умения (просьба подать кисточку или поделиться листом бумаги), так и навыки оценки своих и чужих результатов. Воспитанники учатся аргументировать свои оценки, хоть и на простом уровне.

 

Рисуем всем!

 Какие материалы используются в предметном рисовании для детей? Ограничений нет при условии безопасности материалов (сильно пахнущая краска может повлиять на здоровье рисующих, поэтому она – не лучший выбор). Самыми удобными в применении являются:

 

  • Акварельные краски и гуашь;
  • Цветные и простые карандаши;
  • Пальчиковые краски;
  • Восковые мелки;
  • Фломастеры.

 

Эти материалы легки в использовании, имеют широкую цветовую гамму, смотрятся ярко и безопасны для детского организма. Большое преимущество – невысокая цена большинства расходных материалов.

Обучение предметному рисованию - рисуем вместе

Список можно дополнить и более необычными материалами. С ними может оказаться тяжелее работать, но они вносят разнообразие в набор приёмов для овладения:

 

  • Пластилин (намазывание на бумагу);
  • Пастель, соус, сангина, сепия, уголь (сухие и достаточно пыльные материалы, но помогают освоить методику размазывания и тушевания);
  • Ручки (для комфортной работы требуют правильного захвата, не оставляют права на ошибку, но дают возможность рисовать тонкие линии и детали).

 

При составлении методики учитываются особенности каждого используемого материала - подбираются определенные приемы, которые дети смогут без труда повторить. Для краски добавляются техники отражения складыванием листа (город с отражением в реке) и определенные виды мазков, а для карандашей берется во внимание вид штриховки.

Основой для рисования может стать любой материал – картон, цветная бумага, белая бумага – всё зависит от того, что дети должны изобразить на каждом занятии.

 

Всё начинается с малого

Как и в любой другой деятельности, обучение предметному рисованию детей дошкольного возраста начинается с простейших понятий, постепенно информация и требования усложняются, чтобы к концу подготовительной группы детского сада ребенок обладал необходимыми для обучения в школе навыками.

Каждый этап в обучении детей увязан с посещением определенной группы детского сада:

 

  • Первая младшая группа должна познакомить с самим процессом рисования и материалами, создать у ребёнка мотивацию к изобразительной деятельности. Здесь детям помогают понять, для чего нужны рисунки. Акцент делается на общих понятиях, процессе рисования, умении заниматься делом не отвлекаясь, поэтому изображения ещё остаются простыми – это прямые, кривые, круги и беспорядочные формы. Велика роль подражания воспитателю.
  • Во второй младшей группе задания усложняются: нужно не просто нарисовать простую форму предмета, но и передать цвет объекта (мяч уже не просто круглый, но и красный или синий), при этом стараясь правильно выполнять все показанные воспитателем движения. Большое внимание уделяется запоминанию названий цветов и форм. Дети учатся работать с объемом листа, располагая изображение по его середине.
  • Средняя группа детского сада учится передавать не только форму предметов, но и некоторые детали – ёлка не только состоит из треугольников, но и может быть покрыта снегом или украшена шарами. Закрепляются ассоциации цвета с конкретными образами и эмоциями: солнце жёлтое, водя голубая, трава зелёная. Усложняются применяемые техники, даются новые варианты расположения предметов на листе, ребёнок постепенно начинает видеть элементарные ансамбли объектов и сам решает, как это изобразить. Много внимания уделяется связи слов и понятий с действиями.
  • Приходя в старшую группу, дети начинают изучать пропорции предметов (у снеговика верхний круг меньше всех, нижний – больше всех, а у пирамидки ярусы уменьшаются с высотой). Начинается изучение рисования человека, в том числе простых движений. Техническая часть усложняется значительно – важен не только выбор материала, но и то, как именно им воспользоваться (штриховка карандашом, мазки красками). Вводятся новые оттенки цветов, тренируется установка соответствия между цветами в палитре и видимыми цветами. Главная роль отведена развитию восприятия и творчества.
  • Подготовительная группа – завершающий этап. По рисунку должно быть понятно, какой объект хотели изобразить, какого он был цвета. Важна передача цветовых и форменных различий между разными объектами, технические навыки могут не только активно применяться ребенком, но и совершенствоваться им же. Композиция рисунка становится более организованной, а при рисовании с натуры ребенок способен самостоятельно выявить детали и отразить их в рисунке.

 

Полезно каждому

В видоизмененном состоянии методики обучения детей предметному рисованию применяются у подростков и взрослых людей для совершенствования изобразительных навыков. Подобные упражнения выполняют начинающие и опытные художники.

 

Для детей же курс предметного рисования обязателен, поскольку развивает не только сугубо технические навыки изображения фантазий или натуры, но и помогает улучшить абстрактное мышление, логику, натренировать кисть руки для обучения письму. В процессе рисования ребенок может придумывать свои техники и способы использования материалов, обдумывать структуру предметов и формировать систему важной для себя информации, познавая мир. Дети в полу игровой форме получают необходимые навыки, от которых зависит дальнейшее интеллектуальное и моторное развитие, а также социализация.

 

Наряду с другими видами изображения предметное рисование играет важную роль в формировании образованной, здравомыслящей и удачно социализированной личности.