Знакомство с азами рисования начинается по мере формирования личности ребенка. Самостоятельное представление образов, воссоздание по памяти – это разные этапы планирования уроков. Наступает момент, когда с натуры переносят предмет (явление) на бумагу.
Значение творческого урока
Постановка триединой цели – обязательное условие для педагога при подготовке к занятиям. После передачи информации детям учитель подводит итог проделанной работы. Важно сделать пометки, на каком этапе урока не получилось добиться позитивного результата.
Творческое сотрудничество с целью «обучить», «развить», «воспитать» включает в себя:
- изучение понятий «пропорции», «объем», «цветовое решение», «композиция», «светотень»;
- совершенствование художественной грамоты, техник подачи изобразительного материала;
- развитие зрительной памяти, логического и творческого мышления;
- воспитание неординарной личности с умением видеть прекрасное в обыденных вещах.
В идеале опытный педагог достигает всех поставленных целей. Учитывают потенциал ребенка и его способность обрабатывать новую информацию.
Этапы развития творческой личности
Планирование тематического занятия – это методика организации уроков рисования с натуры с постепенным усложнением задач. Плоские предметы заменяют со временем объемными фигурами. Схема по нарастающей сложности выглядит просто.
Организационный момент
Изначально ребенка учат подготавливать рабочее место. Он должен знать, чем будет занят на уроке. Карандаши оттачивают, альбом проверяют на наличие чистых листов, от линейки отказываются.
Палитра с углублениями – творческий арсенал детей постарше. Она пригодится на этапе смешения красок.
Определение размеров
Следующий этап – рассмотрение правил наметки. Дети часто не умеют грамотно распределить детали на бумаге. Солнце становится огромным диском на фоне миниатюрных фигур и строений. Нередко психологи по нарушению пропорций во время работы определяют внутренние комплексы ребенка.
С объемом при небольшом развороте натуры начинается ознакомление в 3 классе. До этого достаточно научить ребенка ориентироваться во фронтальной плоскости.
Прорисовка деталей
Пространственное положение основательно изучено. Пришло время легкими штрихами прорисовывать элементы. Нажим карандаша – неопрятность работы после ее коррекции канцелярским ластиком.
Важно научить воспитанников заранее видеть конечный результат. В этом случае исправления снизятся до минимума. Правильно оформленные линии выделяются с нажимом.
Работа с цветом
1-2 класс – период ознакомления с оттенками главного цветового спектра. Приходит осознание разницы теплой и холодной палитры. 3 класс – начало проработки светотени.
Изучить усиление цвета помогут упражнения. Обозначаются контуры 3-х круглых ягод. Каждую из них «заливают» разбавленной красной краской, получают ряд из неспелых черешен (вишен).
Первую картинку оставляют без изменений, добавляют насыщенности в следующие две. Затем окончательно «подпитывают» последнюю ягоду. Каждый слой должен высохнуть. Процесс созревания завершен.
При смешивании красок можно поработать над «Вкусной композицией». На стол выкладывают овощи, фрукты. Начинает работать алгоритм:
- Красный = помидор.
- Красный + синий = фиолетовый баклажан.
- Красный + желтый + коричневый = оранжевый мандарин.
- Красный + зеленый = коричневый картофель
Планирование занятия
Стандартная методика проведения урока рисования с натуры при озвучивании этапов:
- Демонстрация натуры. На удобной для фокусировки зрения возвышенности располагают натюрморт, геометрические фигуры и другие предметы. Не на уровне или выше глаз!
- Наблюдение за объектом. Дается время для детального изучения композиции. Наводящие вопросы: что видим, чувствуем? Ребенок может подойти к ней и при желании пощупать объемный предмет.
- Ознакомление с алгоритмом. Ученики следят за последовательностью выполнения работы. Опытные педагоги избегают сложных терминов при пояснении каждого движения.
- Легкая прорисовка. На карандаш (мелок) давить нельзя во время нанесения тонких линий. Рисунок должен напоминать «паутинку», облачко» из нежных штрихов. При наличии таланта к рисованию ученик сразу нанесет уверенные линии.
- Коррекция. Этапом руководит учитель, и далее ребенок работает самостоятельно. На ошибки указывают аккуратно, чтобы не пропало желание исправлять недочеты.
- Раскрашивание. Сверху подготовленных контуров наносят краски (цветные карандаши, мелки).
Последний пункт обязательным этапом не является. Некоторые работы ограничиваются черно-белым эскизом. Пример такой деятельности – перенесение на бумагу композиции из геометрических фигур. Озвученная методика с опытом доводится до автоматизма.