Для педагогов, воспитателей и родителей очень важно, чтобы ребенок был здоровым и счастливым. Психическое здоровье детей и подростков также является важной.
Прежде всего, здоровый ребенок – это творческий, жизнерадостный, открытый, любознательный, активный, познающий себя, людей и окружающий мир, ребенок.
Арт-терапия — универсальный вид творчества, при помощи которого можно побороть стресс, внутренние страхи и фобии, а также развить креативность мышления и раскрыть собственный потенциал.
Специально для малышей, школьников и их родителей, а также для учителей и воспитателей мы подготовили материал с практическими советами по арт-терапии.
В данной статье мы расскажем о нескольких видах увлекательных техник арт-терапии, которые отлично подойдут как маленьким детям, так и подросткам.
Прежде всего, здоровый ребенок – это творческий, жизнерадостный, открытый, любознательный, активный, познающий себя, людей и окружающий мир, ребенок.
Арт-терапия — универсальный вид творчества, при помощи которого можно побороть стресс, внутренние страхи и фобии, а также развить креативность мышления и раскрыть собственный потенциал.
Специально для малышей, школьников и их родителей, а также для учителей и воспитателей мы подготовили материал с практическими советами по арт-терапии.
В данной статье мы расскажем о нескольких видах увлекательных техник арт-терапии, которые отлично подойдут как маленьким детям, так и подросткам.
Классическая арт-терапия первоначально включала в себя такие виды визуального искусства, как живопись, лепку, фотографию, графику. Однако в современном мире появляются новые виды творчества и самовыражения. Сейчас популярны библиотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, видео- и аудиотерапия, маскотерапия, песочная терапия и многое другое. Мы остановимся на одном из видов арт-терапии, а именно изотерапия.
Рисовать умеют не все, но каждый человек волей или неволей занимался этим. Уроки изобразительного искусства в школе, непроизвольное создание разных картинок шариковой ручкой на тетрадном листе во время скучной лекции или совещания, вырисовывание узоров на запотевшем или заснеженном окне — таких ситуаций можно привести в пример немало.
Наблюдая за рисующими людьми, психологи сделали вывод, что в такие моменты с помощью графических и цветовых образов наружу выплёскивается всё самое сокровенное. Так в конце XIX века была создана изотерапия на стыке сразу трёх наук — психологии, психиатрии и искусствоведения.
Изотерапия – это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт- терапии. С помощью изобразительного искусства можно решить множество разнообразных проблем и воспользоваться данной техникой как лечением.
С помощью холста и красок, человек может выразить все то, что скрыто в его внутреннем мире. Все переживания, эмоции, чувства и различные сложности можно передать линиями, формами, яркими красками и т.д. Данная техника помогает справиться с негативными эмоциями, снять психическо-нервное напряжение.
Гуашь, акварель, мелки, уголь, карандаши и пастель, любой материал, оставляющий след на бумаге, может быть использован для рисования.
Говорят, что родители могут взглянуть на себя, на ситуацию в своей семье, на отношения с ребенком через рисунок, который был сотворен их дитем. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о самом ребенке и его внутреннем мире: о чем он думает, кого и что любит, а чего боится.
С помощью изотерапии взрослые и дети могут справиться с такими проблемами, как:
- выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др.
- низкая самооценка. По статистике от низкой самооценки и неуверенности в себе страдает больше 70% людей. Благодаря практическим упражнениям изотерапии, любой может значительно повысить свою самооценку и стать увереннее.
- проблемы с поведением.
- проблемы в отношениях и/или семейные проблемы.
- хронический стресс и психосоматические заболевания
Простые советы
Не забывайте, что арт-терапия — это творческий процесс. Главное — получение удовольствия, а не результат. Позвольте вашему ребенку самому выбрать методику и материалы для арт-терапии. Как показывает практика, младшие дети чаще выбирают песок, а школьники — гуашь. Дети не должны испытывать затруднений во время творческого процесса. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Существует несколько техник терапии по рисованию
- Марания — это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Марания по внешнему виду порой выглядит как деструктивные действия с красками, мелками, карандашами или пластилином. Однако игровая форма такого формата позволяет ребенку удовлетворить деструктивные влечения.
- Монотипия — это базовая графическая техника. На гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.
- Рисование на стекле. Вам понадобится гладкая стеклянная поверхность и краски (подойдут окно, стеклянный стол или зеркало). Детей увлекает сам процесс рисования: краска скользит мягко, ее можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в стеклянную поверхность и долго не высыхает. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности.
- Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами. При помощи листьев, суховея, сыпучих материалов и клея ПВА создаются различные рисунки. На лист бумаги клеем наносится изображение. Затем сверху рассыпается материал, предварительно измельченный или растертый. Лишние, не приклеившиеся частички, стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, она способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
- Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела — это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге.
- Жидкий акрил или «Fluid Art» — это современный вид творчества, чья главная особенность заключается в том, что человеку не нужно иметь какие-либо навыки рисования, чтобы создать произведение искусства. В процессе задействованы такие чувства, как интуиция и креативность, а техника исполнения настолько проста, что новички учатся ей сразу. Рисование жидким акрилом можно порекомендовать тем, кто любит экспериментировать, любит абстрактные картины, мечтает научиться рисовать с нуля и нуждается в релаксации.
- Алкогольные (спиртовые) чернила — это техника рисования специальными чернилами путем раздувания их феном по поверхности. Создание картин в этой технике похоже на создание причудливых узоров и форм в виде волнообразных геометрических фигур, а переливы краски создаются фактически сами собой. Все, что нужно художнику, — нанести краситель и проявить фантазию. Цветной мир.
Изотерапия, как метод психологической коррекции, помогает сделать более гармоничными эмоции ребенка, адаптирует его к учебному учреждению, способствует развитию творческих способностей.
Все без исключения дети очень любят рисовать. В изотерапии могут использоваться разнообразные материалы для рисования – краски, карандаши, мелки. Даже для самых маленьких детей, которые еще не умеют держать кисточку в руке можно использовать изотерапию. Для этого пригодятся пальчиковые краски и разнообразные мелки. Изотерапия для детей оказывает положительное влияние на их психику. Благодаря рисункам, ребенок выгружает полученную информацию, обрабатывает свой опыт. Многие психологи, только мельком взглянув на рисунок ребенка, способны определить его настроение, выявить проблемы на ранней стадии и, следовательно, своевременно оказать помощь.
Современная концепция образования уделяет наибольшее внимание формированию умственные способности. В то время как развитие полноценной личности невозможно за пределами формирования ее психологической сферы. В дошкольном возрасте совершается формирование самосознания, создается “основа” личности, проявлением которого считаются чувства и эмоции.
К счастью, терапия изобразительным искусством, возникнув в качестве самостоятельного направления психотерапии в первой половине прошлого века, давно уже покинула кабинеты специалистов и шагнула в массы. Арт-терапевтические занятия предоставляют нам, педагогам и родителям множество возможностей для решения проблем коррекционного, адаптационного, реабилитационного толка. С помощью подобного творчества можно сотворить настоящее «обыкновенное чудо».