Меню
Статьи

Содержание уроков декоративного рисования в начальной школе

Уроки декоративного рисования для учеников начальных классов.
Освоение программы по декоративному рисованию позволяет ученикам начальных классов вырабатывать основные навыки изобразительного искусства:
  • развитие мелкой моторики рук;
  • понятие чувства цвета;
  • понятие композиционного решения;
  • способность создавать художественный образ, воплощать задуманное.
Данный вид деятельности является основой рабочей программы по изобразительному искусству. Ученики познают создание предметов, связь украшения, цвета, формы предмета, и его функциональные характеристики, подбирают материал из которого будет создан предмет. В ходе обучения данного предмета школьники самостоятельно учатся создавать узоры, применяя не только геометрические фигуры и линии (круг, квадрат, прямая линия), но и элементы животного и растительного мира (листья, плоды деревьев, цветы). При составлении узоров ученики применяют свои навыки практически, то есть они создают узор во всевозможных его вариациях. Также составление узоров помогает понять, что такое чередование элементов, симметрия и асимметрия.

Содержание уроков декоративного рисования

Объяснительная работа.
Теоретическая, объяснительная часть является основной методикой проведения уроков изобразительного искусства в начальной школе. Учитель объясняет материал, приводит примеры предметов, украшенными узорами, линиями, формами из окружающего мира, приводит аналогии. При знакомстве с этими узорами становится понятно, что орнаменты легко заменить на уже действительные объекты или добавить геометрические формы. В ходе проведения теоретической части учитель делает акцент на живописную сторону окружающих нас предметов. Учащиеся, обрабатывая информацию, вспоминают самые распространенные предметы с узорами, которые их окружают в повседневной жизни. Дети ведут рассуждения, анализируют, включают воображение. При завершении пояснительной беседы учитель показывает уже выполненные работы, элементы узоров, линии, формы, обращая внимание детей, что следующим этапом освоения предмета будет выполнение декоративного рисунка, например узор в одной плоскости (линии, полосе) с применением самых простых элементов. Элементы декоративного изображения, предметы, линии и формы, так называемые примеры выполнения работ учитель размещает на доске. Затем разбирая поэтапно определенный узор, учитель вместе с детьми приступает к выполнению работы.
Выполнение работы.
Для изображения узоров необходимы следующие канцелярские предметы; лист бумаги формата А4, карандаш, ластик, акварельные краски, палитра для смешивания красок, кисти, стакан с водой. Формат необходимо расположить горизонтально. Затем нужно провести две ровные горизонтальные линии, ограничить их вертикальными отрезками, то есть создать некий прямоугольник (желательно линии изображать без применения линейки). Прямоугольник необходимо поделить по центру, вертикально на две равные части, полученные половины делить еще на три части, так получается шесть равных частей прямоугольника. Линии необходимо наносить слабыми, едва заметными движениями, стараться не давить на карандаш. Приступая к рисунку важно помнить одно из основных правил - всегда начинаем рисовать с верхнего левого угла листа. С верхнего левого угла проводим наклонную линию вниз, затем вверх и повторяем движение. Получаются треугольники, в середине которых размещаем круги. Вспомогательные линии удаляем с листа ластиком. Приступаем к работе цветом, то есть красками. Во время выполнения работы ученики применяют уже знакомые им правила, как держать в руках кисть, как размещать на рабочей поверхности лист бумаги, стакан с водой, краски, палитру для смешивания.
Подведение итогов.
В процессе рисования учитель проводит работу с коллективом и индивидуально, контролируя ситуацию. После завершения рисования, проводится анализ, разбор некоторых работ учеников. Дети наглядно разбирают замеченные ошибки, рассуждают вместе с учителем, фантазируют, предлагают свое видение и новые идеи. При выполнении заданий ученики учатся последовательности, узнают понятие «симметрия» и «ритм», применяют уже знакомые им навыки работы с красками. Следующее задание ученикам необходимо выполнить самостоятельно на основе одного предмета из окружающего мира, это может быть насекомое, растение или элементы домашней утвари, одежды. Принцип выполнения работы необходимо соблюдать по предыдущему опыту.
Рисование узоров имеет ассоциативный характер, потому что связано с конкретными предметами, то есть ученик, разглядывая определенный предмет передает его элементы или выполняет похожие. Можно смело сделать вывод, что декоративное рисование в начальной школе это один из важнейших способов передачи предметов, различных элементов в изобразительном искусстве. Оно позволяет детям развивать фантазию, развивать творчество и изобретательность. К тому же необходимо соблюдать аккуратность выполнения рисунка, не нарушая определенные правила.
Статьи