Меню
Статьи

Как рисование развивает мелкую моторику

Моторика человека подразделяется на крупную и мелкую. Крупная моторика - это движения головой, ногами и руками, которые помогают перемещаться или находиться в определенном положении в пространстве: прыгать, бегать, сидеть, обслуживать себя. Мелкая моторика - это мелкие, точные движения кистями, пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики связано с развитием основных психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, восприятия. Также развитие мелкой моторики способствует координации движений, ловкости.

Одним из наиболее доступных и распространенных способов развития мелкой моторики ребенка является рисование. Рисование не требует особой подготовки и материалов. Рисовать можно пальцами или делая отпечатки ладонью или губкой. Первые попытки что-либо изобразить ребенком - это точки, каракули, не имеющие определенной формы. Развитие моторики происходит потому, что ребенок учится владеть как самой рукой, так и различными письменными принадлежностями - карандашами, ручками, кистями.
Рисование выполняет множество функций и является самым распространенным видом деятельности ребенка:

  • забава;
  • способ развивать умственные и двигательные способности;
  • развитие зрительной координации;
  • творческое самовыражение;
  • выражение эмоций и снятие стресса;
  • предпосылка и основание навыков письма;
  • развитие концентрации внимания;
  • помощь в формировании понятий у ребенка;
  • развитие воображения;
  • помощь формировать дисциплину, целеполагание;
  • привитие усидчивости.

Примерно с 1 года до двух ребенок держит ручку или карандаш, схватив всей рукой. С 2 лет ребенок пробует брать карандаш по направлению к острию, используя большой, указательный и средний палец. В возрасте 3-4 лет ребенок держит карандаш возле кончика. В этот период ребенок пытается изобразить человека - обычно получается фигура, имеющая голову, к которой прикреплены ноги. К 5 годам ребенок хорошо держит карандаш или кисть, изображение человека наполняется деталями: появляются волосы, руки, пальцы. С каждым годом, познавая и наблюдая новое, ребенок пытается отобразить это в своих рисунках: машины, дома, животные.

Первые шаги в рисовании можно делать, когда ребенку будет 8-9 месяцев, в это время он может сидеть. Для организации рисования нужно учесть некоторые факторы.

  1. Для первых занятий рисованием следует взять пальчиковые краски - они изготавливаются из натуральных компонентов, и даже если ребенок попробует такую краску на вкус, это ему не повредит. На первых порах достаточно будет одного-двух цветов.
  2. Так как маленький ребенок до 1-1.5 лет имеет недостаточно развитую координацию движений и моторику, желательно использовать большое “полотно” для рисования: старые обои, ватман, или даже простынь, которую можно стирать и использовать повторно.
  3. Одежда ребенка должна быть комфортной и такой, которую не жалко запачкать. Родителям стоит позаботиться и о своей одежде на время рисования, так как есть большая вероятность, что брызги краски (если ребенок рисует краской) будут лететь в разные стороны.
  4. Первые занятия будут недолгими, по несколько минут. Если вы будете заниматься рисованием регулярно, к году ребенок сможет заниматься рисованием в течение 20 минут - получаса. Важно позитивно реагировать на рисунки ребенка, чтобы закрепить результат и не отбить желание заниматься рисованием дальше.

Рисование - это приятное и полезное занятие. Оно помогает развивать мелкую моторику, что в свою очередь способствует улучшению интеллекта ребенка, формирует положительные качества, необходимые для обучения в школе и различных видов деятельности: самообслуживание, игры, помощь в домашних делах.
Статьи