Меню
Статьи

Гжельский узор для рисования детям

Ярчайшим примером русского народного прикладного искусство является знаменитая гжельская роспись - особая техника, традиционно состоящая из изысканной росписи на изделиях белой глины.
Чем Гжель отличается от другой живописи? Фирменный цвет гжельской росписи - ярко-синий, васильковый, цвет небосвода и озёрной глади. Только одна краска - синяя на чисто-белом фоне, и картинка оживает, рождая из размытых образов неповторимую историю, рассказанную кистью художника. В руках мастера цвет кобальта расцветает безграничным спектром и тысячами оттенков. Так, в переплетении штрихов и линий, рисунка и мысли оживает настоящая сказка.

Зачем детям изучать Гжель

Обучение молодого поколения данной технике позволит детям не только приобщиться к культурно-историческому наследию родной страны, но и поспособствует:
  • Увеличению способностей к концентрации;
  • Развитию мелкой моторики ребёнка;
  • Обучению анализу и структурированию информации, её интерпретации;
  • Развитию творческого мышления, играющего всё более важную роль в современном мире;
  • Снятию психологического и эмоционального стрессов;
  • Развитию долговременной и кратковременной памяти;

Основные элементы росписи

Для работы с гжельским орнаментом характерны перетекающие плавные движения, исключающие сильное нажатие на кисти, плавные градиентные переходы и различное по интенсивности размытие на стыках. Среди всевозможных элементов Гжельской росписи существует три основных вариации движений кистью, проходящих лейтмотивом через все без исключения темы и произведения мастеров, специализирующихся на данной технике:
  1. «Китайские мазки» - Самые интересные и наиболее сложные элементы, при которой на широкую кисть (№8 или №10) набираются с противоположных сторон ворса белый и синий, или только голубой, но с градиентным вытягиванием, и элементы выполняются неразрывно, создавая эффект постепенного выцветания или же прозрачности изображения.
  2. «Ситчик» или, как ещё его называют в народе, «Тонник» выполняется плавными движениями тонкой кисти (№1-3). Краска набирается непосредственно на влажный кончик ворса, не предусматривая каких-либо переходов. В основном данная техника используется для прорисовки бордюрных изображений, мелких элементов, являющихся завершающими частями более крупных фигур, различных волн, сеток, штриховок, капель и т.п.
  3. «Пятно с тенью». Согласно некоторым источникам, это вариация «китаянки»: на ворс средней или крупной кисти наносится интенсивный синий и белый цвета таким образом, чтобы точные тёмные элементы имели лёгкий, словно покрытый белой вуалью, переход.

Поэтапная роспись и отработка элементов

Прежде чем приступить непосредственно к росписи памятных сувениров, рекомендуем отдельно отработать с детьми несколько классических элементов, чтобы позднее создать многоуровневые изображения. Чтобы выполнить простой цветок, также известный как «Гжельская роза», вам понадобятся:
  1. Густые синие и белая краска (рекомендуем гуашь или акрил);
  2. Палитра и ёмкость с водой;
  3. Лист плотной бумаги;
  4. Кисти разных размеров, исключительно плоские.
Для практики «Двойного китайского мазка» вам потребуется широкая кисть (№8-10) и два вида краски.
Нанесите на основание ворса синий, а у на кромку белоснежный оттенки. Далее выполните мазковое движение перпендикулярно линии расположения ворса, т.е. «боковым» движением. Обратите внимание на прилагаемую силу: избегайте как пустых пятен, так и смазывания орнамента чрезмерным давлением. Таким образом, происходит нанесение двух цветов одновременно, избегая смешивания красок.
У вас получилась прямая линия? Теперь можете смело деформировать её! Сделайте плавный изгиб на бумаге, напоминающий слегка склонившуюся незаконченную «С». Для формирования лепестков, являющихся основными элементами большинства цветков в гжельской росписи, используйте представленный переход. Изобразите нисходящую волну и в самой нижней точке остановите кисть на пару мгновений. Тоже самое повторите с противоположной стороны.
Не менее важным мазком в Гжели являются «Капли», в практике которых предпочтительнее использование тонких кистей (№1-3).
Оставьте на листке точку насыщенного синего цвета и, ослабляя нажатие, медленно проведите от неё постепенно истончающийся «хвостик». Когда отдельные капли будут освоены, поэкспериментируйте с их расположением: пусть на бумаге расцветут небольшие бутоны и дополняющие элементы.
Последняя ступень освоения данных элементов - это объединение разрозненных элементов в единый рисунок цветка. «Китайский мазок» - основные лепестки, «Капли» - обрамляющая чашечка и боковые листочки. В качестве сердцевины и тычинок можно использовать самые простые элементы - точки и линии.
Статьи